
Когда ищешь поставщиков балок для монолита, первое, что приходит в голову — это стандартные двутавры, но на практике в современных проектах все чаще требуются нестандартные решения. Многие застройщики до сих пор считают, что достаточно купить металлопрокат по ГОСТу, а потом оказывается, что геометрия узлов не совпадает или анкеровка ?не играет? с арматурными выпусками. Вот именно здесь начинаются те самые подводные камни, из-за которых мы в 2018 году задержали объект на две недели — пришлось переделывать крепления для консольных балок перекрытия.
Если говорить про опалубку для тавровых балок — это отдельная история. Мы тестировали три системы, и самая надежная оказалась с замковым соединением типа ?ласточкин хвост?. Кстати, у ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций в каталоге есть опалубки для коробчатых балок с как раз таким замком — использовали на стройке в Химках, где были сложные узлы сопряжения с колоннами. Не идеально, но процент брака при распалубке снизился с 12% до 3%.
А вот с подвесными корзинами для неразрезных балок пришлось повозиться. Первый поставщик дал систему с недостаточной жесткостью стыков — при вибрировании бетона опалубка ?гуляла? на стыках до 5 мм. Перешли на тележки от dhgmb.ru, где усилили ребра жесткости — правда, пришлось докупать доборные элементы отдельно. Мелочь, а влияет на общую стоимость.
Кстати, про стоимость: многие забывают, что аренда опалубки для балок ростверка часто выгоднее покупки, особенно если объект несерийный. Мы считали для ЖК в Подмосковье — при работе с ООО Харбинь Дунхао аренда на 4 месяца дала экономию 23% против закупки китайского аналога. Но это если у тебя нет проблем с логистикой — а вот с доставкой в регионы бывали задержки до 10 дней.
При монтаже балок в монолите всегда есть проблема с точностью установки закладных. Однажды столкнулись с тем, что проектом были предусмотрены стальные трубчатые колонны с монтажными пластинами, но отверстия под анкера не совпадали с шагом арматуры. Пришлось на месте высверливать — поставщик винил проектировщиков, проектировщики — производителя. В итоге теперь всегда требуем 3D-модель узла до начала работ.
Еще момент — температурные швы. В тавровых балках перекрытия при использовании опалубки от dhgmb.ru мы обнаружили, что стандартные распорки не всегда обеспечивают необходимый зазор при температурных деформациях. Дорабатывали самостоятельно — устанавливали дополнительные клинья из фанеры 18 мм. Казалось бы, ерунда, но без этого при демонтаже получались сколы кромки.
И никогда не экономьте на страховочных элементах для подвесных систем! На одном из объектов в Санкт-Петербурге были случаи падения опалубки балок с высоты 9 метров — к счастью, обошлось без жертв. После этого мы всегда используем дублирующие стропы, даже если система предусматривает автоматические замки.
Работали с четырьмя поставщиками опалубки для монолитных балок. Европейские бренды дают качество, но цены кусаются, а сроки поставки часто затягиваются. Китайские аналоги дешевле, но с геометрией бывают проблемы — например, отклонение по перпендикуляру до 3 мм на метр длины.
Из российских вариантов ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций показало себя устойчиво по двум параметрам: стабильность размеров и ремонтопригодность. Их крупнощитовые стальные опалубки для гражданского строительства мы использовали на трех объектах — износ после 80 циклов составил около 15%, что вполне приемлемо.
Но есть и минусы: например, с комплектующими к опалубкам для метрополитена иногда возникали задержки — склад в России не всегда укомплектован полностью. Приходилось импровизировать — в прошлом месяце для тоннельной опалубочной тележки делали временные крепления из швеллера.
Самое сложное — это неразрезные балки большой длины. Здесь важна не только опалубка, но и правильное бетонирование. Мы на объекте в Новосибирске допустили ошибку — бетонировали без технологических разрывов, получили трещины в местах опор. Теперь всегда делаем швы с шагом 15-20 метров, даже если проектом не предусмотрено.
Для балок ростверка важно контролировать вертикальность установки. Используем лазерные нивелиры, но даже при этом бывают погрешности до 2 мм — особенно при ветровой нагрузке. Опалубки от ООО Харбинь Дунхао здесь выручают наличием регулировочных винтов, но их нужно регулярно обслуживать — резьба забивается бетоном.
И отдельно про анкеровку — многие поставщики дают стандартные схемы, но они не всегда работают в условиях плотного армирования. Мы разработали свою методику расчета анкеров для балок сложной формы — используем данные с тензодатчиков, которые устанавливаем при пробных нагрузках.
При расчете стоимости всегда учитываем не только цену опалубки, но и затраты на ее монтаж/демонтаж. Например, системы с быстрым замком от dhgmb.ru позволяют сократить трудозатраты на 15-20%, но требуют более квалифицированных монтажников.
Аренда vs покупка — считаем всегда индивидуально. Для серийного строительства выгоднее покупать, для уникальных объектов — арендовать. Кстати, у ООО Харбинь Дунхао хорошие условия аренды опалубки для электростанций — они включают в стоимость техническое сопровождение.
Не забываем про логистику — доставка крупнощитовой опалубки требует специального транспорта. Однажды просчитались с габаритами — пришлось заказывать негабаритный транспорт, что увеличило стоимость на 40%. Теперь всегда заранее делаем 3D-схему погрузки.
Сейчас присматриваемся к комбинированным системам — стальной каркас с полимерными панелями. У того же ООО Харбинь Дунхао есть пробные образцы — обещают до 120 циклов без замены панелей. Проверим на следующем объекте — если цифры подтвердятся, будет прорыв в стоимости цикла.
Из последних наработок: начали использовать BIM-моделирование для точного расчета опалубки балок — это позволяет минимизировать отходы и точнее планировать поставки. Кстати, поставщики стали охотнее делиться моделями — видимо, понимают, что это становится стандартом.
В итоге скажу так: идеальных поставщиков нет, но есть те, с кем можно работать, зная их слабые места. Главное — не гнаться за минимальной ценой, а считать совокупную стоимость владения с учетом всех рисков. И да, всегда имейте запасной вариант — мы как-то чуть не остановили объект из-за банкротства одного поставщика.