
Когда слышишь про монолитные балки и колонны, первое, что приходит в голову — это просто залить бетон в опалубку и ждать. Но на практике разница между проектом и реальностью оказывается как между учебником по сопромату и ночной заливкой при -15°C. Вот, например, в прошлом месяце на объекте ТЭЦ под Хабаровском — там как раз применяли системы от ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций — с их опалубкой для коробчатых балок пришлось пересчитывать нагрузки прямо на месте. Не потому, что расчеты неверные, а потому что грунт ?поплыл? после дождей, и шаг установки распорок пришлось менять с ходу. Такие моменты в нормативных документах не прописаны, только опыт подсказывает, где можно сэкономить на оборачиваемости опалубки, а где лучше не рисковать.
Часто заказчики экономят на опалубке для колонн, беря универсальные щиты, а потом удивляются, почему геометрия ?плывет? после третьего цикла. У нас был случай на стройке метро в Новосибирске — использовали тоннельные опалубочные тележки от dhgmb.ru, но изначально не учли вибрацию от проходческого щита. В итоге пришлось усиливать крепления стальными распорками, которые, кстати, тоже из ассортимента Харбинь Дунхао. Вывод: для высотных колонн лучше сразу брать специализированные системы, особенно если речь о монолитных переходах между этажами.
Еще одна проблема — это несоответствие опалубки реальным нагрузкам при вибрировании бетона. Помню, на объекте ГЭС в Сибири применяли опалубки для гидротехнических сооружений, но инженеры перестарались с частотой вибраторов — в результате появились раковины в местах стыков. Пришлось останавливать работы и менять технологию уплотнения. Здесь важно не просто купить опалубку, а заранее протестировать её в условиях, приближенных к рабочим. В каталоге https://www.dhgmb.ru есть варианты для скользящей формы, которые как раз учитывают такие нюансы, но их редко заказывают ?на всякий случай? — а зря.
Что касается колонн переменного сечения, то здесь многие подрядчики пытаются адаптировать обычные щиты, но это приводит к перерасходу бетона и проблемам с распалубкой. Мы в своем практике уже лет пять используем стальные трубчатые колонны от Харбинь Дунхао — они хоть и дороже, но зато дают четкую геометрию даже при сложных узлах. Кстати, их опалубки для опор и колонн часто комбинируем с подвесными корзинами для неразрезных балок, особенно в мостовых переходах.
В энергетике, особенно на объектах ТЭЦ, балки — это не просто несущие элементы, а часть технологической схемы. Например, опалубки для тавровых балок от ООО Харбинь Дунхао мы используем для монтажа cable-трасс, но здесь есть тонкость: если не предусмотреть закладные под коммуникации заранее, потом приходится резать монолит, что ослабляет конструкцию. На одной из станций под Иркутском из-за этого пришлось усиливать балки ростверка дополнительными накладками — проектную нагрузку пришлось снизить на 15%.
Крупнощитовые стальные опалубки для гражданского строительства часто пытаются применить и на промобъектах, но там другие требования к виброустойчивости. У нас был печальный опыт, когда на атомной станции использовали гражданский вариант — через полгода в бетоне пошли микротрещины от постоянной вибрации оборудования. Сейчас для таких случаев берем только специализированные опалубки для электростанций, которые как раз есть в ассортименте dhgmb.ru.
Интересный момент с подвесными корзинами для неразрезных балок — их часто недооценивают при проектировании многопролетных систем. В прошлом году на мосту через Амур мы столкнулись с тем, что расчетные прогибы не совпали с фактическими из-за неправильной установки этих корзин. Пришлось вызывать специалистов Харбинь Дунхао для консультации — оказалось, что нужно было уменьшить шаг подвеса на 20%. Мелочь, а влияет на весь монтаж.
Работая с монолитными балками в условиях Севера, сталкиваешься с тем, что стандартные решения не всегда работают. Например, опалубки для защитных ограждений — казалось бы, простой элемент, но при -30°C пластиковые крепления ломаются, как стекло. Пришлось переходить на стальные аналоги, которые, к счастью, есть у Харбинь Дунхао в линейке комплектных опалубок. Важно, что они сразу поставляются с расчетными узлами крепления — не нужно ?изобретать? на месте.
Еще один момент — это совместимость опалубочных систем разных производителей. Как-то раз на комбинированном объекте (метро + торговый центр) пытались стыковать наши колонны с чужой балковой опалубкой — в результате получили расхождение в уровнях до 3 см. Теперь всегда настаиваем на едином поставщике для критичных узлов, особенно если речь идет о неразрезных балках, где стыки должны быть идеальными.
С опалубками для метрополитена вообще отдельная история — там кроме несущей способности нужно учитывать динамические нагрузки от поездов. Мы обычно используем усиленные варианты с дополнительными ребрами жесткости, хотя проектировщики часто экономят на этом. Результат — через год-два появляются сколы в местах примыкания балок к колоннам. Кстати, у dhgmb.ru есть хорошие решения для таких случаев, но их редко заказывают без настоятельных рекомендаций прораба.
Многие подрядчики пытаются сэкономить, покупая только основные элементы опалубки, а комплектующие докупая ?где подешевле?. На примере стальных распорок от Харбинь Дунхао могу сказать — разница в цене с китайскими аналогами есть, но их хватает на 50 циклов против 10-15 у конкурентов. В долгосрочной перспективе выгоднее брать оригинал, особенно для объектов с повторяющейся геометрией.
То же самое с односторонними опорными системами — если взять неподходящие, то при заливке высоких колонн получаешь ?вертолет? (когда опалубка разъезжается вверху). Мы на своем опыте научились всегда проверять сертификаты на такие системы, особенно если они используются в паре с опалубками для скользящей формы — там нагрузки распределяются неравномерно.
И последнее — не стоит недооценивать значение ?мелочей? вроде замков и стяжек. На одной из ГЭС в Казахстане из-за неподходящих стяжек пришлось переделывать весь узел сопряжения балки и колонны — потеряли три дня работы крана. Теперь всегда закладываем в спецификацию полный комплект от одного производителя, благо у ООО Харбинь Дунхао есть все необходимое — от опалубки для ростверка до метизов.
За 15 лет работы с монолитными конструкциями понял главное: идеальных решений не бывает. Даже у проверенных поставщиков вроде Харбинь Дунхао бывают осечки, но важно, что они оперативно вносят корректировки в конструкции. Например, после нашего случая с вибрацией на ГЭС они доработали опалубки для гидротехнических сооружений — добавили антивибрационные прокладки.
Сейчас, глядя на новые проекты, всегда советую закладывать запас по прочности опалубочных систем процентов на 20 — погода, человеческий фактор и качество бетона всегда вносят коррективы. И да, не стесняйтесь требовать от поставщиков тестовые отчеты — те же dhgmb.ru предоставляют данные по оборачиваемости каждой позиции, что помогает избежать сюрпризов на объекте.
В итоге, хоть монолитные балки и колонны кажутся простыми элементами, именно они определяют надежность всего здания. И экономить на их качестве — все равно что строить дом на песке, особенно в условиях российского климата и сжатых сроков. Как говорил наш прораб на первой моей стройке: ?Лучше переплатить за опалубку, чем потом ночами заделывать трещины? — и это правило работает до сих пор.