
Если браться за монтаж опалубки для ростверка без понимания, как нагрузка будет перераспределяться на свайное поле — получится дорогая игрушка, а не конструктив. Многие до сих пор считают, что главное — выдержать геометрию, а про работу грунта под ростверком забывают.
Самый частый промах — пытаться применить одну и ту же схему опалубки на разных типах грунта. На песчаных грунтах, например, даже при идеальной обвязке щитов бывает просадка углов, если не учесть локальное уплотнение под сваями. Приходится добавлять временные подпорки по периметру, хотя в проекте их может не быть.
У нас был объект под Казанью, где заказчик настоял на использовании крупнощитовой опалубки — якобы для скорости. Но когда пошли дожди, грунт начал ?плыть?, и щиты повело. Пришлось срочно ставить раскосы из швеллеров, которые изначально не предусматривались. Вывод: типовые решения из каталогов не всегда работают там, где есть сезонные изменения грунтовых вод.
Кстати, про каталоги. Когда выбираешь опалубку для балок ростверка, смотришь не столько на паспортные характеристики, сколько на конструкцию замков и ребер жесткости. У опалубки для ростверка от Харбинь Дунхао, например, есть усиленные угловые элементы — мелочь, но именно они держат форму при вибрации бетона.
Подвесные корзины для неразрезных балок — тема отдельная. Их часто используют, когда ростверк идет над котлованом или траншеей. Но если балка длиннее 12 метров, стандартные подвесы начинают ?гулять?. Мы в таких случаях всегда добавляем промежуточные опоры из стальных трубчатых колонн, даже если расчетом они не требуются.
Помню, на строительстве ТЭЦ под Новосибирском смонтировали подвесную опалубку для ростверка по проекту — вроде бы всё по нормам. Но когда уложили арматуру и начали бетонировать, центральная часть просела на 3 см. Пришлось останавливать работу и ставить дополнительные стойки. Оказалось, проектировщик не учел вес современной арматуры А500С — она тяжелее, чем старая А400.
Сейчас для таких случаев у ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций есть опалубки подвесных корзин с телескопическими регулировками — ими проще компенсировать прогиб в процессе бетонирования.
Собрать опалубку для ростверка по осям — это полдела. Важнее контролировать диагонали и отметки низа после каждого этапа. Бывает, монтажники выставляют щиты, проверяют уровни, а когда начинают обвязывать стяжками — вся геометрия ?уезжает?. Особенно капризны соединения в углах тавровых балок.
Один раз мы чуть не сорвали сроки из-за того, что не проверили зазоры в замках после дождя. Стальные щиты разбухли всего на 1-2 мм, но этого хватило, чтобы в углах ростверка появились наплывы. Теперь всегда оставляем технологический зазор 3-4 мм на температурные деформации.
Кстати, на сайте dhgmb.ru есть типовые схемы для опалубки тавровых балок — там как раз показано, как расставлять стяжки с учетом температурных швов.
Новички часто экономят на распорках, думая, что главное — это сами щиты. Но если ростверк высокий (от 1,5 метра), без стальных распорок с шагом не больше 1,2 метра его просто раздует. Проверено на практике: даже при использовании качественной крупнощитовой опалубки без распорок не обойтись.
На одном из наших объектов в Подмосковье заказчик требовал использовать только комплектные опалубки — мол, они самонесущие. Но когда стали бетонировать ростверк высотой 1,8 м, щиты в средней части выгнулись наружу. Спасла только установка дополнительных распорок из ассортимента Харбинь Дунхао — их удалось смонтировать прямо в процессе бетонирования.
Кстати, их стальные распорки с телескопической регулировкой — вещь универсальная. Мы их потом использовали и для опалубки колонн, и для подпорки защитных ограждений.
С ростверками для гидротехнических сооружений — отдельная история. Требования к опалубке здесь жестче: нужны специальные уплотнители по стыкам, антикоррозионное покрытие. Обычные щиты после контакта с агрессивной средой быстро приходят в негодность.
Мы как-то брали в аренду опалубку для ростверка на строительстве водозабора — вроде бы всё новое, с цинковым покрытием. Но через месяц на стыках появились рыжие подтеки. Оказалось, производитель сэкономил на обработке торцевых кромок. Теперь всегда проверяем не только лицевую поверхность, но и торцы щитов.
У того же Харбинь Дунхао в ассортименте есть опалубки для гидротехнических сооружений — там все кромки дополнительно обработаны полимером. Мелочь, но именно такие мелочи и определяют, сколько циклов опалубка выдержит.
Ни в одном каталоге не пишут, как ведет себя опалубка для ростверка при отрицательных температурах. А между тем, сталь и пластик дают разную усадку на морозе. Если собирать щиты при +15°С, а бетонировать при -5°С — в стыках появятся щели до 5 мм.
Мы зимой всегда собираем опалубку в тепляках, даем ей выстояться сутки при рабочей температуре, и только потом выставляем на объекте. Да, это удорожает процесс, но зато нет потом проблем с перерасходом бетона и затиркой швов.
Кстати, для скользящей формы у Харбинь Дунхао есть решения с подогревом стыков — в принципе, эту технологию можно адаптировать и для опалубки ростверка в зимних условиях.
Главное в монтаже опалубки для ростверка — не слепое следование проекту, а понимание, как поведет себя конструкция в реальных условиях. Грунт, температура, даже марка бетона влияют на выбор схемы опалубки.
Сейчас, кстати, многие стали заказывать опалубку для балок ростверка с запасом по несущей способности — на 15-20% выше расчетной. И правильно делают: лучше перестраховаться, чем потом исправлять геометрию отлитого ростверка.
Если интересно посмотреть, как это выглядит в работе — на dhgmb.ru есть фото с объектов, где использовалась их опалубка для ростверка. Не реклама, а просто для понимания масштабов.