Дер. Цзиньцзя, пос. Сянъян, р-н Сянфан, г. Харбинь, провинция Хэйлунцзян

Опалубка для арочного укрепления откосов

Когда слышишь про опалубку для арочного укрепления откосов, первое, что приходит в голову — гнутые щиты где-нибудь в водоотводных канавах. Но на деле это целая наука, особенно если речь про укрепление откосов с переменным радиусом кривизны. Многие до сих пор пытаются адаптировать обычные щиты, но это как молотком гвозди микроскопа чинить — вроде похоже, а результат плаче?вныи?.

Почему арка — это не просто 'согнутая опалубка'

Работал на объекте под Хабаровском, где заказчик требовал сделать арки для укрепления откосов котлована. Инженеры прислали типовые чертежи, но на месте выяснилось — грунт 'играет' с перепадом до 15 см по высоте. Пришлось пересчитывать крепе?жные узлы прямо на месте, потому что стандартные схемы не учитывали боковои? распор.

Запомнился случаи? с самодельнои? опалубкои? из гнутых труб — ребята сэкономили на замках, и в итоге бетон выдавил стыки. Приехали мы с комплектом опалубки для арочного укрепления откосов от Харбинь Дунхао — там система клиновых замков и телескопических стои?ок, которые компенсируют неровности. Но и это не панацея: если радиус меньше 3 метров, щиты приходится запиливать вручную.

Кстати, о телескопических стои?ках — многие их перетягивают, думая, что так наде?жнее. А потом удивляются, почему опалубка 'плыве?т' при вибрировании. На самом деле усилие затяжки должно быть не более 35 Н·м, проверили на тензометре. Это к вопросу о том, почему важно читать паспорта оборудования, а не работать 'на глазок'.

Ошибки при выборе комплектующих

Видел, как на строи?ке метрополитена в Новосибирске использовали опалубку для арок с обычными винтовыми стяжками вместо быстрозажимных. В результате на распалубку уходило втрое больше времени — каждую стяжку откручивали газовым ключом. А ведь можно было взять комплект с эксцентриковыми зажимами, как в опалубках для метрополитена от DHGMB.

Еще? частая проблема — экономия на подкосах. Для арочных конструкции? нужны не просто трубы, а регулируемые распорки с шаровыми опорами. Как-то раз наблюдал, как 'умельцы' заменили их обычными водопроводными трубами — в итоге геометрия арки поплыла на 2 см по оси.

Кстати, о геометрии — многие не учитывают, что при распалубке арка 'пружинит'. Мы обычно дае?м запас в 5-7 мм на раскрытие швов, иначе потом стыки придется зачеканивать. Это особенно критично для опалубки для гидротехнических сооружении?, где трещины недопустимы.

Особенности работы с подвижными грунтами

На Дальнем Востоке строили водосброс, где откосы были сложены из суглинка. Стандартная опалубка для арочного укрепления откосов не подходила — нужны были дополнительные анкерные крепления. Разрабатывали схему с забивными сваями, к которым крепились направляющие балки.

Тут пригодился опыт с тоннельными опалубочными тележками — взяли за основу их систему перемещения, но пришлось усиливать раму. Кстати, тележки от Харбинь Дунхао выдержали нагрузку в 1.8 тонны на ось, хотя по паспорту максимум 1.5. Это я к тому, что хорошее оборудование всегда имеет запас прочности.

Самое сложное было с вибрированием — пришлось использовать наружные вибраторы с регулируемои? частотой. Если включать на полную мощность, опалубка начинала 'гулять' по анкерам. Опытным путем вышли на оптимальные 120 Гц — бетон уплотнялся равномерно, без пустот.

Нюансы бетонирования арочных конструкции?

Многие заливают арки как обычные стены — снизу вверх. Но так неизбежно образуются воздушные мешки в замковои? части. Правильнее вести бетонирование от пяты к замку с двух сторон одновременно, приче?м с неи?тральнои? зонои? посередине.

Как-то на объекте в Приморье пробовали использовать опалубки для скользящеи? формы для арок — идея в теории хорошая, но на практике оказалось, что для криволинеи?ных поверхности? нужны специальные направляющие. В итоге перешли на сборно-разборные щиты с замковым соединением.

Важныи? момент — температура бетона. При отрицательных температурах арки 'веде?т' неравномерно из-за разницы скорости гидратации. Мы обычно добавляем противоморозные добавки, но не более 2% от массы цемента — иначе страдает прочность на изгиб.

Из личного опыта: когда теория расходится с практикой

Помню, как на одном из объектов по укреплению откосов вдоль железнодорожного полотна проектом были предусмотрены идеальные арки с постоянным радиусом. Но при топосъемке выяснилось, что геометрия откоса 'плавающая' — от 12 до 28 метров по радиусу. Пришлось оперативно заказывать дополнительныи? комплект регулируемои? опалубки.

Тут выручило то, что у Харбинь Дунхао есть система крупнощитовых стальных опалубок с регулируемои? геометриеи?. Правда, пришлось докупать переходные элементы — универсальных решении? все равно не бывает.

Самое неприятное — когда заказчик требует соблюсти проектную геометрию 'любои? ценои?', не понимая, что грунт — материал живой. Один раз видел, как прораб сутки переставлял опалубку, пытаясь выдержать радиус с точностью до миллиметра. В итоге арка треснула при первом же сезонном перемещении грунта. Иногда лучше допустить отклонение в 1-2 см, но сохранить целостность конструкции.

Перспективы развития арочных опалубочных систем

Сейчас многие производители, включая ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций, экспериментируют с комбинированными системами. Например, опалубки для опор и колонн дополняют криволинеи?ными элементами — получается универсальныи? комплект.

Заметил тенденцию к увеличению количества быстросъемных соединении?. На последнеи? поставке с dhgmb.ru были замки, которые отстегиваются одним движением — экономит минут 15 на каждом щите. Для масштабных объектов это часы рабочего времени.

Лично я считаю, что будущее за модульными системами, где можно комбинировать элементы от разных типов опалубки. Например, использовать стальные распорки от колонннои? опалубки в сочетании с щитами для арок. Главное — не забывать про расчет нагрузок, потому что не все компоненты взаимозаменяемы.

Кстати, о нагрузках — начинающие прорабы часто забывают, что для арок важно учитывать не только вертикальное, но и тангенциальное давление бетона. Как-то пришлось экстренно усиливать крепления, когда увидел, как опалубка 'дышит' при заполнении. Теперь всегда проверяю узлы крепления лично — лучше перестраховаться, чем переделывать.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение