
Когда слышишь про опалубку для арочного укрепления откосов, первое, что приходит в голову — гнутые щиты где-нибудь в водоотводных канавах. Но на деле это целая наука, особенно если речь про укрепление откосов с переменным радиусом кривизны. Многие до сих пор пытаются адаптировать обычные щиты, но это как молотком гвозди микроскопа чинить — вроде похоже, а результат плаче?вныи?.
Работал на объекте под Хабаровском, где заказчик требовал сделать арки для укрепления откосов котлована. Инженеры прислали типовые чертежи, но на месте выяснилось — грунт 'играет' с перепадом до 15 см по высоте. Пришлось пересчитывать крепе?жные узлы прямо на месте, потому что стандартные схемы не учитывали боковои? распор.
Запомнился случаи? с самодельнои? опалубкои? из гнутых труб — ребята сэкономили на замках, и в итоге бетон выдавил стыки. Приехали мы с комплектом опалубки для арочного укрепления откосов от Харбинь Дунхао — там система клиновых замков и телескопических стои?ок, которые компенсируют неровности. Но и это не панацея: если радиус меньше 3 метров, щиты приходится запиливать вручную.
Кстати, о телескопических стои?ках — многие их перетягивают, думая, что так наде?жнее. А потом удивляются, почему опалубка 'плыве?т' при вибрировании. На самом деле усилие затяжки должно быть не более 35 Н·м, проверили на тензометре. Это к вопросу о том, почему важно читать паспорта оборудования, а не работать 'на глазок'.
Видел, как на строи?ке метрополитена в Новосибирске использовали опалубку для арок с обычными винтовыми стяжками вместо быстрозажимных. В результате на распалубку уходило втрое больше времени — каждую стяжку откручивали газовым ключом. А ведь можно было взять комплект с эксцентриковыми зажимами, как в опалубках для метрополитена от DHGMB.
Еще? частая проблема — экономия на подкосах. Для арочных конструкции? нужны не просто трубы, а регулируемые распорки с шаровыми опорами. Как-то раз наблюдал, как 'умельцы' заменили их обычными водопроводными трубами — в итоге геометрия арки поплыла на 2 см по оси.
Кстати, о геометрии — многие не учитывают, что при распалубке арка 'пружинит'. Мы обычно дае?м запас в 5-7 мм на раскрытие швов, иначе потом стыки придется зачеканивать. Это особенно критично для опалубки для гидротехнических сооружении?, где трещины недопустимы.
На Дальнем Востоке строили водосброс, где откосы были сложены из суглинка. Стандартная опалубка для арочного укрепления откосов не подходила — нужны были дополнительные анкерные крепления. Разрабатывали схему с забивными сваями, к которым крепились направляющие балки.
Тут пригодился опыт с тоннельными опалубочными тележками — взяли за основу их систему перемещения, но пришлось усиливать раму. Кстати, тележки от Харбинь Дунхао выдержали нагрузку в 1.8 тонны на ось, хотя по паспорту максимум 1.5. Это я к тому, что хорошее оборудование всегда имеет запас прочности.
Самое сложное было с вибрированием — пришлось использовать наружные вибраторы с регулируемои? частотой. Если включать на полную мощность, опалубка начинала 'гулять' по анкерам. Опытным путем вышли на оптимальные 120 Гц — бетон уплотнялся равномерно, без пустот.
Многие заливают арки как обычные стены — снизу вверх. Но так неизбежно образуются воздушные мешки в замковои? части. Правильнее вести бетонирование от пяты к замку с двух сторон одновременно, приче?м с неи?тральнои? зонои? посередине.
Как-то на объекте в Приморье пробовали использовать опалубки для скользящеи? формы для арок — идея в теории хорошая, но на практике оказалось, что для криволинеи?ных поверхности? нужны специальные направляющие. В итоге перешли на сборно-разборные щиты с замковым соединением.
Важныи? момент — температура бетона. При отрицательных температурах арки 'веде?т' неравномерно из-за разницы скорости гидратации. Мы обычно добавляем противоморозные добавки, но не более 2% от массы цемента — иначе страдает прочность на изгиб.
Помню, как на одном из объектов по укреплению откосов вдоль железнодорожного полотна проектом были предусмотрены идеальные арки с постоянным радиусом. Но при топосъемке выяснилось, что геометрия откоса 'плавающая' — от 12 до 28 метров по радиусу. Пришлось оперативно заказывать дополнительныи? комплект регулируемои? опалубки.
Тут выручило то, что у Харбинь Дунхао есть система крупнощитовых стальных опалубок с регулируемои? геометриеи?. Правда, пришлось докупать переходные элементы — универсальных решении? все равно не бывает.
Самое неприятное — когда заказчик требует соблюсти проектную геометрию 'любои? ценои?', не понимая, что грунт — материал живой. Один раз видел, как прораб сутки переставлял опалубку, пытаясь выдержать радиус с точностью до миллиметра. В итоге арка треснула при первом же сезонном перемещении грунта. Иногда лучше допустить отклонение в 1-2 см, но сохранить целостность конструкции.
Сейчас многие производители, включая ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций, экспериментируют с комбинированными системами. Например, опалубки для опор и колонн дополняют криволинеи?ными элементами — получается универсальныи? комплект.
Заметил тенденцию к увеличению количества быстросъемных соединении?. На последнеи? поставке с dhgmb.ru были замки, которые отстегиваются одним движением — экономит минут 15 на каждом щите. Для масштабных объектов это часы рабочего времени.
Лично я считаю, что будущее за модульными системами, где можно комбинировать элементы от разных типов опалубки. Например, использовать стальные распорки от колонннои? опалубки в сочетании с щитами для арок. Главное — не забывать про расчет нагрузок, потому что не все компоненты взаимозаменяемы.
Кстати, о нагрузках — начинающие прорабы часто забывают, что для арок важно учитывать не только вертикальное, но и тангенциальное давление бетона. Как-то пришлось экстренно усиливать крепления, когда увидел, как опалубка 'дышит' при заполнении. Теперь всегда проверяю узлы крепления лично — лучше перестраховаться, чем переделывать.