
Если брать мостовые конструкции – коробчатые балки всегда были головной болью и для проектировщиков, и для нас, монтажников. Многие до сих пор путают, где тут опалубка для коробчатых балок реально выгодна, а где проще залить монолит по-старинке. Сам видел, как на объекте в Новосибирске переплатили за аренду щитов, потому что прораб не учел кривизну оси – пришлось резать сталь автогеном прямо на месте.
С коробчатыми сечениями любая погрешность в опалубке вылезает мгновенно. Помню, на ГЭС в Красноярске использовали щиты с клиновыми замками – вроде бы стандартное решение, но при переменной высоте балки стыки давали губы по 3-5 мм. Пришлось добавлять резиновые уплотнители канадского производства, хотя изначально в смете их не было.
Зазоры между палубами – отдельная тема. Если для колонн допустимы 1.5-2 мм, то здесь даже 1 мм уже критичен. Особенно при использовании опалубки для коробчатых балок с напрягаемой арматурой – потом торцы балки приходится шлифовать, а это дополнительные трудозатраты.
Сейчас многие заказывают комплекты у ООО 'Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций' – у них в каталоге https://www.dhgmb.ru есть спецсекции с регулируемым углом наклона стенок. Мы на пробу брали такие для тавровых балок – при перепаде температур в 30 градусов геометрия не поплыла, что редкость для российского климата.
Подвесные корзины для неразрезных балок – казалось бы, отработанная технология. Но в прошлом году на объездной дороге под Казанью чуть не сорвало целый пролет из-за несвоевременного расклинивания струбцин. Дело было в ноябре, бетон схватывался медленнее расчетного – монтажники поторопились с демонтажом.
Теперь всегда требую двойной контроль точек подвеса. Кстати, в тех же подвесных системах от dhgmb.ru есть канатная блокировка – случайный срыв невозможен в принципе. Но многие прорабы экономят и берут дешевые аналоги без страховки.
Еще момент – вибрация при укладке бетона. Для коробчатых сечений нельзя использовать глубинные вибраторы точечно – только через наружные виброплатформы. Иначе в углах останутся раковины, которые потом не устранить даже инъекцированием.
Самое сложное – сопряжение с ростверками. Здесь либо использовать опалубки для балок ростверка того же производителя (чтобы совпадали посадочные размеры), либо готовиться к подгонке на месте. Мы обычно берем комбинированный вариант – стальной каркас + фанерные вставки.
При монтаже эстакад для метро в Екатеринбурбе пришлось разрабатывать переходные узлы между опалубкой для коробчатых балок и тоннельными опалубочными тележками. Получился гибрид с телескопическими стойками – сейчас такой решение есть в типовых каталогах, но тогда чертили прямо на объекте.
Гидроизоляционные швы – еще одна головная боль. Если для опор и колонн хватает стандартных профилей, то здесь нужны спецпрокладки с переменным сечением. Брали корейские, но дорого, теперь перешли на аналоги от Харбинь Дунхао – для ГЭС и гидротехнических сооружений у них есть спецсерии с медным покрытием.
На ТЭЦ под Иркутском применяли опалубки для электростанций с термостойким покрытием – при температуре бетона выше 45°C обычная фанера идет волнами. Пришлось заказывать щиты с алюминиевой палубой, хотя изначально смета была на сталь.
Для дымовых труб и высотных конструкций лучше брать системы скользящей опалубки – но здесь важно не промахнуться со скоростью подъема. На АЭС в Калининграде был случай, когда бетон не успевал набирать прочность – пришлось ставить дополнительные тепловые пушки.
Крупнощитовые стальные опалубки для гражданского строительства не всегда подходят для энергообъектов – там другие допуски по вибрациям. Мы обычно усиливаем ребра жесткости дополнительными раскосами, особенно в зонах с сейсмикой выше 6 баллов.
Динамические нагрузки – многие считают только статику от бетона. Но при использовании бетононасосов давление в системе вырастает в 1.8-2 раза. Особенно критично для опалубки для коробчатых балок с высотой стенки более 2.5 м.
Температурные деформации – стальные щиты при -30°C дают усадку до 1.5 мм на 10 метров. Если не заложить зазоры, потом не разобрать без автогена. Сейчас некоторые используют комбинированные системы с полимерными вставками – у того же dhgmb.ru есть такие в разделе опалубки для метрополитена.
И главное – человеческий фактор. Никакие стальные распорки не спасут, если монтажник экономит на стяжных болтах. Проверяю лично каждый узел крепления, особенно в верхних ярусах – там, где чаще всего случаются 'недотяги'.
Сейчас пробуем системы с интегрированными датчиками давления – пока дорого, но для ответственных объектов типа АЭС оправдано. В ООО 'Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций' разрабатывают умные стойки с телеметрией – жду, когда появятся в серийном производстве.
Для скоростных магистралей переходим на опалубки для защитных ограждений с бессварным соединением – меньше проблем с коррозией в местах стыков. Кстати, это же решение подходит и для коробчатых балок в агрессивных средах.
Из последнего – пробовали комбинировать односторонние опорные системы с инвентарными подкосами. Получилось на 15% дешевле классической схемы, но нужно тщательно считать ветровые нагрузки – на высоте больше 12 метров уже не работает.