
Когда ищешь опалубка для устоев поставщики, половина предложений оказывается либо с завышенной ценой, либо с конструкцией, которая на деле не выдерживает три цикла бетонирования. Многие до сих пор путают устои с обычными колоннами — а там нагрузки совсем другие, особенно если речь идёт о мостовых опорах с переменным сечением.
В 2019 году мы работали над эстакадой в Красноярске, и там закупщик сэкономил на опалубка для устоев поставщики, выбрав вариант с толщиной стали 3 мм вместо 4. В итоге на третьей заливке щиты повело, пришлось останавливать работы и докупать усиленные версии у ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций. Их сайт dhgmb.ru тогда выручил — у них как раз были щиты с рёбрами жёсткости через каждые 300 мм, хотя раньше я скептически относился к китайским производителям.
Кстати, про рёбра жёсткости — это не просто 'добавим металла'. Если рёбра приварены с шагом больше 400 мм, щит будет работать как гармошка при вибрировании бетона. Проверял на объекте в Уфе: дешёвая опалубка от местного поставщика дала прогиб 15 мм по центру, хотя по паспорту допуск был 2 мм. Пришлось ставить дополнительные распорки, что съело всю экономию.
Сейчас смотрю на ассортимент Харбинь Дунхао — у них вроде бы и опалубка для устоев есть, и для коробчатых балок, и даже для метрополитена. Но я бы не стал брать всё у одного поставщика без тестового образца. Как-то заказывал тоннельные опалубочные тележки — пришли с люфтом в шарнирах, хотя на бумаге всё идеально.
С устоями сложность в том, что часто нужно комбинировать крупнощитовые системы с мелкими элементами. Например, при переменном уклоне опоры типовые щиты либо не стыкуются, либо требуют такого количества доборных элементов, что проще заказать индивидуальное изготовление.
Вот у dhgmb.ru в описании есть опалубки для скользящей формы — но для устоев высотой до 15 метров это редко применяется. Хотя на ГЭС в прошлом году видел, как они использовали скользящую систему для постоянного сечения — работали без остановки 72 часа, но там и бригада была сменная.
Запомнил их стальные распорки — брали для эксперимента на небольшом путепроводе. Резьбовые соединения не закисли даже после зимы, хотя обычные в таких условиях прихватывает намертво. Но это мелочь по сравнению с тем, когда поставщик привозит опалубку с несовместимыми замками — был случай, пришлось переваривать крепления на месте.
Ни один поставщик не упомянет, что монтаж опалубка для устоев требует на 30% больше времени, если в комплекте нет монтажных схем с нумерацией элементов. Мы однажды потратили два дня на сортировку щитов, потому что они пришли без маркировки — в ООО Харбинь Дунхао потом сказали, что 'по умолчанию не маркируем, только по отдельному заказу'.
Ещё момент — антиадгезионное покрытие. Некоторые поставщики экономят на нём, предлагая 'самостоятельно обработать отработанным маслом'. Но после такой обработки бетонная поверхность получается с пятнами, да и демонтаж усложняется. Лучше уж доплатить за заводское покрытие — у того же dhgmb.ru вроде бы есть опция с двухкомпонентным составом.
Кстати, про гидротехнические сооружения в их описании — там требования к опалубке особенные: минимальное количество стыков, специальные уплотнители. Но по факту для большинства устоев подойдёт и гражданская версия, если увеличить частоту установки тяжей.
Как-то приняли партию без проверки геометрии — думали, раз поставщик проверенный, всё будет ровно. Оказалось, диагонали щитов различались до 7 мм — при стыковке образовались щели, которые потом заделывали герметиком. Теперь всегда беру с собой лазерный нивелир даже на предварительный осмотр.
У Харбинь Дунхао вроде бы есть контроль на производстве, но я бы рекомендовал проверять замки отдельно — именно они чаще всего выходят из строя. Особенно клиновые соединения: если клин не входит до упора рукой, значит, либо брак, либо придётся бить кувалдой при каждом демонтаже.
И да, никогда не подписывайте акты приёмки до полной сборки пробного фрагмента. Один раз мы обнаружили, что детали от разных наборов не стыкуются только после того, как подписали все документы. Пришлось доказывать, что это не мы испортили оснастку — потратили три недели на переписку.
Сейчас многие поставщики, включая dhgmb.ru, предлагают комплектные решения — но часто в них включают лишние элементы. Например, для устоя высотой 8 метров вам впаривают систему высотой 12 метров 'на рост' — а разница в цене 40%.
Заметил тенденцию к унификации — те же опалубка для устоев поставщики теперь часто предлагают модульные системы. Но на практике для сложных устоев это не всегда работает: доборные элементы требуют дополнительных соединений, которые становятся слабыми местами.
Из интересного у Харбинь Дунхао — опалубки подвесных корзин для неразрезных балок. Пробовали на обходе Хабаровска — удобно, но требует точного расчёта точек крепления. Если поставщик не даёт расчётные схемы, лучше не рисковать.
В целом же рынок движется к тому, что хороший поставщик — не тот, у кого дешевле, а тот, кто может предоставить инженерную поддержку. Потому что даже самая качественная опалубка для устоев не сработает, если её неправильно смонтировать.