
Когда ищешь опалубка коробчатых балок производители, часто натыкаешься на однотипные каталоги с идеальными схемами. Но в реальности ключевой параметр — не столько геометрия, сколько поведение системы при вибрации бетона. У нас на объекте в Новосибирске, например, пришлось переделывать крепления угловых секций — заводские чертежи не учли вибрационные нагрузки от бетононасоса.
Заметил, что многие производители завышают показатели оборачиваемости. В теории обещают 80 циклов, а после 30-й отливки уже видим деформацию замков. Особенно критично для коробчатых балок переменного сечения — там где стыковка щитов идет под углом.
У ООО Харбинь Дунхао в этом плане интересное решение — усиленные ребра с перекрестными связями. Но на высотных эстакадах пришлось докупать дополнительные стяжки, их базовый комплект не рассчитан на ветровые нагрузки свыше 15 м/с.
Кстати, про монтаж — если брать их систему для балок ростверка, там есть хитрость с телескопическими стойками. Но без предварительной сборки на земле выставлять дольше, чем заявляют в инструкции. Мы в Уфе теряли почти два дня, пока не нашли свой алгоритм.
С доставкой комплектов из Китая всегда есть нюансы по сертификации. У того же DHGMB (https://www.dhgmb.ru) вроде бы есть декларации соответствия, но наши технические надзоры требуют дополнительные испытания на морозостойкость. Пришлось за свой счет делать экспертизу в НИИЖБ.
Зато их тоннельные опалубочные тележки оказались универсальными — мы использовали не только для метро, но и при строительстве подземных переходов. Правда, пришлось переваривать крепления для российских рельс.
Важный момент — совместимость с другими системами. Их крупнощитовые опалубки хорошо стыкуются с отечественными, а вот подвесные корзины для неразрезных балок требуют точной подгонки. На объекте в Казани из-за этого возник простой.
Многие заказчики требуют удешевления, но с опалубкой для коробчатых балок это опасно. Пробовали комбинировать системы разных производителей — экономия 15% обернулась дополнительными затратами на уплотнители и время на переделку стыков.
У Харбинь Дунхао есть интересное предложение по опалубкам для гидротехнических сооружений — с усиленным профилем. Но для наших зимних бетонных работ пришлось дорабатывать систему подогрева.
Запомнился случай на строительстве ТЭЦ — их комплект для скользящей формы показал себя лучше европейских аналогов при заливке градирен. Но пришлось усиливать крепления грузоподъемности.
Смотрю не на красивые рендеры, а на деталировку узлов крепления. У солидных производителей вроде упомянутой компании всегда есть 3D-модели всех соединений. Это спасает при работе со сложными участками эстакад.
Еще проверяю, как организована техническая поддержка. С китайскими поставщиками часто сложно с оперативными консультациями, но здесь менеджеры разбираются в специфике — сразу могут подсказать по схемам распалубки.
Сейчас рассматриваем их новые разработки для защитных ограждений — интересно, как поведет себя в условиях сибирской зимы. Предыдущий опыт с односторонними опорными системами показал хорошую устойчивость к перепадам температур.
На мой взгляд, рынок движется к унификации систем. Те же стальные трубчатые колонны от DHGMB уже адаптированы под наши стандарты. Но для уникальных объектов все равно требуется индивидуальный подход — например, при переменной толщине стенок балок.
Заметил тенденцию — многие стали комбинировать их опалубки для опор и колонн с другими системами. Это дает гибкость, но требует тщательного просчета нагрузок.
Из последнего опыта — на строительстве мостового перехода использовали их комплект для тавровых балок с доработками. Пришлось усиливать места соединений, но в целом система показала себя надежнее местных аналогов.