
Когда ищешь в сети 'опалубка строительная бу цена', сразу натыкаешься на парадокс - предложений много, а внятной информации по реальному состоянию конструкций катастрофически мало. Многие почему-то уверены, что купить б/у опалубку - это просто найти объявление и заплатить поменьше. На деле же цена здесь вообще вторична, первично - остаточный ресурс.
Вот смотрю я на эти объявления 'опалубка б/у от 500 руб/м2' и понимаю, что новички обязательно клюнут. А потом будут месяцами переваривать последствия. Возьмем для примера опалубку для колонн - если её использовали на объектах с интенсивной вибрацией, геометрия уже не та. Проверял лично: брали партию таких щитов, вроде бы внешне нормальные, а при монтаже зазоры по 3-4 мм.
Особенно проблематично с тоннельными системами. Тележки после 2-3 проектов часто имеют скрытые деформации направляющих. Как-то пришлось демонтировать целый участок метро из-за того, что недоглядели кривизну беговых путей. Убытки в разы превысили экономию.
Интересный момент по крупнощитовой опалубке - если её хранили под открытым небом, срок службы сокращается на 40-50%. Видел как на одном ЖК в Новосибирске такие щиты буквально расслаивались по сварным швам после зимы.
Формула 'чем старше - тем дешевле' здесь не работает. Гораздо важнее технология изготовления. Например, опалубка для балок ростверка от того же DHGMB.ru - у них ребра жесткости идут с шагом 250 мм вместо стандартных 300. Это увеличивает цикл жизни на 30-40%, соответственно и цена б/у будет выше.
Заметил закономерность: европейское оборудование после 5 лет эксплуатации часто в лучшем состоянии, чем наше новое. Сказывается качество стали и обработки антиадгезионными составами. Но и здесь есть нюанс - запчасти.
Сейчас многие пытаются экономить на стальных распорках - покупают б/у, а потом не могут найти замену сломанным замкам. Приходится заказывать изготовление, что в итоге дороже нового комплекта.
На их опалубки для электростанций обратил внимание еще в 2019, когда строили ТЭЦ под Красноярском. Тогда удивила система креплений - вместо привычных клиновых замков использовались фрикционные с самоблокировкой. После трех лет эксплуатации продали другой организации - до сих пор работают.
Из интересного: их подвесные корзины для неразрезных балок имеют регулируемую консоль до 1.8 метра. В свое время это спасло проект мостового перехода, когда проектанты внезапно изменили сечение.
Коллеги как-то спрашивали про стальные трубчатые колонны - так вот, у этих ребят толщина стенки от 8 мм, даже в б/у состоянии практически не встречал продольной деформации. Хотя, признаться, видел их оборудование после 8 циклов - замки начинают люфтить.
Самое опасное - покупать системы без проверки на объекте. Как-то приобрели партию опалубки для метрополитена по фото. Привезли - а там 15% щитов имеют микротрещины в зонах сварки. Пришлось срочно искать замену, проект встал на 3 недели.
Еще одна распространенная ошибка - не проверять комплектность. С односторонними опорными системами особенно сложно - недостающий кронштейн может обойтись в 2-3 дня простоя.
Запомнился случай с гидротехническими сооружениями - купили б/у щиты, а потом выяснилось, что предыдущий владелец использовал их в агрессивной среде. Коррозия съела 2 мм металла, хотя визуально выглядело нормально.
Сейчас вижу тенденцию - качественное б/у оборудование типа опалубки скользящей формы уходит с рынка за 2-3 дня. Хорошие предложения надо ловить, а не ждать у моря погоды.
Из практики: всегда просите паспорта изделий. Например, у DHGMB на комплектные опалубки идет полная документация с указанием допусков. Это сильно упрощает оценку остаточного ресурса.
Насчет цен - сейчас адекватный вариант б/у стоит 60-70% от нового. Все что дешевле - либо требует ремонта, либо неполная комплектация. Особенно это касается специализированных систем вроде опалубки для защитных ограждений.
И главное - никогда не покупайте б/у опалубку без осмотра специалистом. Экономия в 100-200 тысяч может обернуться миллионными убытками от простоя техники. Проверено на горьком опыте.