
Когда вижу запрос 'Опалубка с лестничными клетками-улитками производитель', всегда хочется уточнить — речь о спиральных лестницах в монолите или о винтовых конструкциях с закладными? У нас в ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций с этим столкнулись лет пять назад, когда заказчик требовал одновременной опалубки для несущей стены и винтового марша. Сделали тогда вариант со съемными секциями, но при демонтаже выяснилось, что стыковочные узлы 'закусывают' бетон.
Основная ошибка — пытаться адаптировать стандартную опалубку для колонн под криволинейные поверхности. Геометрия ступеней должна учитывать не только радиус, но и переменный угол подъема. В проекте ТЭЦ под Хабаровском мы сначала использовали компьютерное моделирование, но на практике выяснилось: шаблонные расчеты не учитывают вибрационную нагрузку при укладке бетона.
Заметил, что многие производители экономят на системе распорок для таких объектов. Наш комплект опалубки для спиральных лестниц всегда включает телескопические стойки с шарнирными головками — без них неизбежно возникает 'вертолет' верхней площадки. Как-то раз переделали три секции после того, как замеры показали отклонение в 12 мм всего за две недели выдержки.
Интересный момент с толщиной щитов: для улиток меньше 1800 мм в диаметре мы идем на уменьшение толщины стали до 4 мм, но усиливаем ребра жесткости. Это снижает общий вес, но требует точного расчета точек крепления стяжек. В прошлом месяце как раз исправляли последствия такого решения — на объекте в Новосибирске появились микротрещины в местах сопряжения с основной стеной.
Наша крупнощитовая стальная опалубка изначально создавалась для гражданского строительства, но для лестничных клеток-улиток пришлось разрабатывать специальные угловые элементы. Самый удачный вариант получился с поворотными замками — их можно перенастраивать прямо на объекте без полной разборки секции.
Помню случай на строительстве метро, где заказчик требовал использовать опалубки для метрополитена для спирального эвакуационного хода. Пришлось комбинировать щиты с элементами тоннельной опалубки — получилась гибридная система с нестандартными стяжками. Кстати, тогда же отказались от стандартных подмостей в пользу подвесных площадок.
Сейчас в каталоге dhgmb.ru есть раздел с адаптивными решениями, но пять лет назад мы каждый раз делали индивидуальные расчеты. Особенно сложно было с объектами, где спиральная лестница примыкала к опалубкам для электростанций — там добавлялись требования по сейсмостойкости.
Самое проблемное место — стыковка прямолинейных и криволинейных участков. Даже с нашим опытом в опалубках для опор и колонн иногда приходится делать несколько примерок. В прошлом году на объекте ГЭС пришлось оперативно изготавливать дополнительные клиновые вставки — проектное решение не учитывало температурное расширение стальных элементов.
Часто недооценивают важность последовательности распалубки. Для спиральных конструкций демонтаж начинают с верхней точки, но если нарушить технологию — можно получить деформацию ступеней. Один подрядчик в Сочи пробовал экономить на этом этапе, потом три недели устранял последствия.
Заметил интересную закономерность: при использовании стальных распорок с переменным углом наклона лучше показывают себя конструкции с телескопическими элементами. Жесткие системы чаще дают погрешности при вибрационных нагрузках.
После нескольких неудачных опытов с алюминиевыми комплектами для спиральных лестниц мы вернулись к стальным решениям. Хотя вес увеличивается на 15-20%, но сохранение геометрии того стоит. Особенно это важно для опалубок гидротехнических сооружений, где присутствует постоянная влажность.
Сейчас экспериментируем с покрытиями — обычная порошковая краска не всегда выдерживает циклические нагрузки при монтаже/демонтаже. В варианте для Дальневосточной ТЭЦ использовали комбинированное покрытие с добавлением полиуретановых компонентов — пока результаты обнадеживают, но стоимость выросла почти на 25%.
Кстати, для многооборотных систем важно учитывать не только износ щитов, но и крепежных элементов. Как-то раз пришлось полностью менять замковые соединения после 30 циклов использования на объекте с повышенными требованиями к точности геометрии.
Сейчас вижу тенденцию к комбинированию элементов из односторонних опорных систем со специализированными решениями для криволинейных поверхностей. В новых проектах пробуем использовать модульный принцип — это уменьшает количество нестандартных элементов, но требует более точного проектирования.
Интересный опыт получили при работе с опалубками для скользящей формы — некоторые решения адаптировали для спиральных лестниц с постоянным радиусом. Правда, пришлось полностью пересмотреть систему гидравлики, но зато получили выигрыш в скорости монтажа.
Думаю, в ближайшие годы будет расти спрос на комбинированные решения, где опалубка с лестничными клетками-улитками интегрируется в общую систему перекрытий. Уже сейчас в наших разработках учитываем этот аспект, особенно для объектов с сложной архитектурной геометрией.
При заказе опалубки для спиральных лестниц всегда просите предоставить тестовый чертеж с расстановкой стяжек — это помогает избежать многих проблем на месте. Мы в ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций обычно делаем 3D-визуализацию критических узлов, хотя это и увеличивает сроки подготовки.
Не экономьте на системе подпорок — для винтовых конструкций лучше использовать специализированные решения, а не адаптированные из опалубок для тавровых балок. Разница в стоимости окупается за счет сокращения времени на выверку geometry.
И последнее: всегда предусматривайте запас по количеству замков и стяжек — на криволинейных поверхностях расход крепежа всегда выше расчетного. Проверено на десятках объектов от Калининграда до Владивостока.