
Когда ищешь 'опора под ригель завод', кажется, всё просто — бери каталог, выбирай типоразмер. Но на деле даже сварной шов на кронштейне может свести на нет расчёты по СНиП. Вот о таких подводных камнях и поговорим.
В 2019 на объекте в Новосибирске столкнулись с деформацией опор ригеля после бетонирования. Проект предусматривал стандартные кронштейны, но при виброуплотнении бетона выяснилось: рёбра жёсткости были приварены с нарушением углов. Визуально — брак не заметишь, но при нагрузке в 70% от расчётной пошёл 'пропеллер'.
С тех пор всегда требую протоколы ультразвукового контроля сварных соединений. Особенно для опалубки для балок ростверка — там концентраторы напряжений в зонах примыкания к колоннам критичны.
Кстати, у Харбинь Дунхао в карточках продукции есть именно такие узлы — с рёбрами жёсткости переменного сечения. На их сайте dhgmb.ru видно, что прокат используют не абы какой, а с контролем по ГОСТ 27772. Это важно, когда работаешь с мостовыми перекрытиями.
Как-то пришлось переделывать анкеровку на ригеле ТЭЦ — монтажники закрутили анкеры 'до упора', сорвав резьбу. Пришлось демонтировать опалубки для электростанций и бурить новые отверстия с химической анкеровкой. Месяц простоя.
Теперь всегда инструктирую бригады: усилие затяжки должно контролироваться динамометрическим ключом. Даже если в проекте этого не прописано. Для ригелей больше 12 метров ещё и температурные швы нужно учитывать — иначе в жару бетон поведёт.
Кстати, у того же Харбинь Дунхао в системах для ГЭС есть компенсаторы температурных расширений — жаль, тогда об этом не знали.
Расчётные нагрузки — это одно, а вибрация от бетононасоса — совсем другое. Как-то разрабатывали опалубки для тавровых балок для метромоста — по паспорту всё с запасом. Но при подаче бетона с высоты 15 метров динамические нагрузки превысили расчётные в 1.8 раза.
Пришлось экстренно ставить дополнительные стальные распорки — те самые, что в ассортименте Харбинь Дунхао значатся как 'распорки переменной жёсткости'. Хорошо, что хоть их удалось оперативно доставить.
Вывод: всегда закладывай коэффициент динамики при работе с насосами — особенно для высотных конструкций.
При сборке опалубки для коробчатых балок многие забывают про угловые деформации. Был случай — собрали идеально по уровню, но после бетонирования получили скручивание по продольной оси. Оказалось, замки на щитах имели люфт 0.5 мм — норма по паспорту, но при длине 30 метров это дало накопленную погрешность.
Теперь всегда делаю 'сухую' сборку с замерами диагоналей через каждые 6 метров. И требую щиты с клиновыми замками — как раз такие есть в системах Харбинь Дунхао для гидротехнических сооружений.
Кстати, их тоннельные опалубочные тележки — единственные на рынке, где я видел тройное резервирование стопорных механизмов. Для ригелей длиной свыше 18 метров это не роскошь, а необходимость.
Ни один каталог не предупредит, что при температуре ниже -15°С стальные элементы опоры под ригель требуют подогрева перед монтажом. Особенно критично для сварных соединений — остаточные напряжения могут привести к трещинам при первых же нагрузках.
На объекте в Якутске при -30°С пришлось организовывать тепляки — иначе даже высокопрочные болты не держали расчётное усилие затяжки. Кстати, у Харбинь Дунхао есть морозостойкие исполнения для опалубок для метрополитена — но это нужно специально заказывать, стандартные серии рассчитаны на -20°С максимум.
Ещё момент: при использовании стальных трубчатых колонн обязательно проверяйте состояние резьбы в местах соединения с ригелями. Видел случаи, когда при повторном монтаже сорванная резьба приводила к перекосу всей конструкции.
Сейчас при выборе опора под ригель завод всегда смотрю на три вещи: сертификаты на сварку, наличие расчётов на динамические нагрузки и совместимость с другими системами опалубки. Как у того же Харбинь Дунхао — их крупнощитовые стальные опалубки стыкуются с ригельными системами без переходных элементов.
И главное — никогда не экономь на контроле геометрии. Лучше потратить день на проверку шаблоном, чем месяц на устранение последствий. Особенно когда работаешь с опалубками для защитных ограждений — там любые отклонения влияют на несущую способность всего узла.
Да, и всегда требуй от поставщика полный комплект чертежей общих видов — не только габариты, но и схемы распределения нагрузок. Это сэкономит нервы при прохождении экспертизы.