
Когда речь заходит о ригелях временных опор из двутавров, многие сразу представляют стандартные решения для типовых объектов. Но в реальности каждый проект требует индивидуального подхода — особенно если речь идет о сложных гидротехнических сооружениях или метрополитене. Опыт показывает, что универсальных решений здесь не существует.
Основная ошибка — считать, что любой двутавр подойдет для временной опоры. На самом деле, при проектировании ригель временной опоры из двутавров нужно учитывать не только статические нагрузки, но и динамические воздействия. Например, при работе с опалубками для электростанций вибрации от оборудования создают дополнительные переменные нагрузки.
Вспоминается проект 2019 года, когда пришлось переделывать целую партию ригелей из-за неправильного расчета на кручение. Заказчик сэкономил на ребрах жесткости, а в процессе бетонирования ростверка конструкции начало 'вести'. Пришлось срочно усиливать узлы крепления.
Сейчас мы в ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций всегда закладываем запас прочности 15-20% для ответственных объектов. Особенно для мостовых переходов, где используются опалубки подвесных корзин для неразрезных балок.
При изготовлении ригель временной опоры из двутавров важно контролировать не только геометрию, но и качество сварных швов. На сайте https://www.dhgmb.ru мы подробно описываем технологические процессы, но в реальности каждый производитель имеет свои нюансы.
Лично сталкивался с тем, что при сварке высокопрочных сталей возникают микротрещины в зоне термического влияния. Решили проблему предварительным подогревом до 150-200°C и последующим медленным охлаждением. Это особенно критично для ригелей, работающих в условиях низких температур.
Для гидротехнических сооружений дополнительно применяем цинкование — хотя это удорожает конструкцию на 25-30%, но значительно увеличивает срок службы. В соленой воде обычная краска держится не больше двух сезонов.
Самая частая проблема на объекте — несовпадение монтажных отверстий. Казалось бы, элементарная вещь, но из-за этого регулярно возникают задержки. Теперь всегда отправляем с ригелями шаблоны для разметки.
При монтаже опалубки для метрополитена в 2022 году столкнулись с интересным случаем: проектная документация предусматривала установку ригелей через каждые 1.5 метра, но фактическая геология потребовала уменьшить шаг до 1.2 метра. Хорошо, что на производстве остался запас металла.
Еще один момент — крепление к стальным трубчатым колоннам. Если использовать стандартные хомуты, возникает риск просадки. Мы разработали специальные клиновые соединения, которые компенсируют возможные деформации.
Многие недооценивают важность входного контроля стали. А между тем, качество металла — это 70% успеха. В ООО Харбинь Дунхао внедрили трехступенчатую систему проверки: у поставщика, при приемке и выборочно в процессе производства.
Особое внимание уделяем ультразвуковому контролю сварных швов. После одного инцидента на строительстве ТЭЦ, когда ригель треснул по шву при нагрузке всего 60% от расчетной, пересмотрели все технологические карты.
Для ответственных объектов типа гидротехнических сооружений дополнительно проводим испытания на усталостную прочность. Да, это увеличивает срок изготовления на 10-15%, но зато полностью исключает внезапные отказы.
Себестоимость ригель временной опоры из двутавров сильно зависит от конфигурации. Прямые ригели для гражданского строительства обходятся в 1.5-2 раза дешевле, чем криволинейные для метрополитена.
Заметил интересную тенденцию: последние два года заказчики все чаще просят предусмотреть возможность многократного использования ригелей. Приходится усиливать конструкции, что увеличивает первоначальные затраты, но в перспективе окупается.
Для скользящей опалубки вообще разработали модульную систему — основные элементы служат 5-7 циклов, а заменяемые части меняем по мере износа. Экономия достигает 40% по сравнению с традиционными решениями.
Сейчас активно тестируем композитные материалы для усиления ригелей. Предварительные результаты обнадеживают: при одинаковом весе несущая способность увеличивается на 18-22%. Но пока это дорогое удовольствие.
Еще одно направление — разработка регулируемых ригелей для сложных архитектурных форм. Особенно востребовано при работе с опалубками для коробчатых балок переменного сечения.
В ближайших планах ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций — создание унифицированной системы ригелей для всего спектра опалубочных систем. Это позволит сократить сроки проектирования на 25-30%.