
Когда слышишь 'сборно монолитная балка завод', многие представляют конвейер с готовыми ЖБИ. На деле же речь о технологии, где заводские элементы становятся несъёмной опалубкой. Вспоминаю, как на объекте ГЭС под Хабаровском мы три недели переделывали узлы сопряжения - проектировщики не учли пластические деформации при обжатии.
Вот смотрите: берем сборно монолитная балка ростверка от DHGMB - их телескопические стойки выдерживают цикличные нагрузки лучше, чем шарнирные системы конкурентов. Но если монтажник не дотянет струбцину на 2 оборота, при вибраторе вся конструкция начинает 'плыть'. Проверено на котловане метро в Новосибирске - пришлось останавливать укладку смеси и вызывать бригаду с динамометрическими ключами.
Коробчатые сечения - отдельная история. Для АЭС в Калининграде мы брали опалубки для коробчатых балок с рёбрами жёсткости 12 мм вместо стандартных 8 мм. Дороже на 23%, зато избежали прогиба при бетонировании мостового пролёта длиной 18 метров. Кстати, гидроизоляцию стыков тогда делали полиуретановым герметиком вместо битумной мастики - иначе температурные швы 'гуляли' после первой зимы.
Самое сложное - тавровые балки для эстакад. В 2020 году на объездной вокруг Уфы пришлось демонтировать уже забетонированные конструкции - не предусмотрели монтажные петли для крана Liebherr LTM 1500. Теперь всегда требую от ООО 'Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций' чертежи узлов подъёма в трёх проекциях.
Крупнощитовая опалубка для гражданского строительства - казалось бы, банальность. Но когда видишь, как на 24-этажке в Москве щиты соединяют эксцентриковыми замками вместо клиновых - понимаешь, где экономят на безопасности. Наш завод всегда ставит клиновые соединения с запасом прочности 4.5 против минимальных 2.5 по ГОСТ.
Подвесные корзины для неразрезных балок - тут главное не промахнуться с расчётом подмостей. Для рижского моста через Западную Двину делали корзины с расчётной нагрузкой 650 кг/м2, хотя норматив требовал 500. И правильно - бетоновозы Putzmeister пришлось ставить ближе к пролёту из-за узкой стройплощадки.
Тоннельные опалубочные тележки - отдельная головная боль. Помню, как на БАМе при ?40°C смазка в подшипниках замерзала, приходилось греть паяльными лампами. Сейчас DHGMB использует морозостойкие составы до ?60°, но всё равно рекомендуем хранить механизмы в отапливаемых ангарах.
Стальные распорки для сборно монолитная балка - кажется, элементарный узел. Но если ставить их строго вертикально, как в паспорте, получаешь дополнительное напряжение на стыках. Мы всегда даём угол 87-88 градусов - так нагрузки распределяются равномернее. Проверяли тензометрами на объекте в Казани - разница до 18% в пользу наклонной установки.
Опалубки для метрополитена с их односторонними опорами... Вот где нужен глаз да глаз! В питерском метро пришлось переделывать крепления к тюбингам - проектные болты М24 не держали вибрацию от проходческого щита. Поставили М30 с пружинными шайбами - проблема исчезла.
Гидротехнические сооружения - особая песня. Для плотины в Красноярске использовали скользящую опалубку с подогревом щитов. Но когда температура бетона падала ниже +8°C, начиналось расслоение смеси. Пришлось разрабатывать зимний бетон с добавками - сейчас этот опыт внесён в технические рекомендации завода.
Самое частое - экономия на соединительных элементах. Видел, как на стройке в Сочи вместо штатных замков DHGMB использовали самодельные хомуты - в результате пришлось перебирать 120 метров балок после первого же дождя. Вода просочилась в стыки и вымыла цементное молоко.
Расчёт нагрузок - вечная проблема. Для ветроэлектростанций в Крыму проектировщики заложили коэффициент 1.2 вместо минимальных 1.5 по ветровым нагрузкам. Хорошо, что наш технадзор вовремя потребовал пересчёта - через месяц там был шторм с порывами до 35 м/с.
Игнорирование температурных швов - классика. На автодороге М-11 под Тверью пришлось фрезеровать швы через полгода после сдачи - бетон расширился сильнее расчётного. Теперь всегда закладываем запас 15% на температурные деформации, особенно для пролётов длиннее 12 метров.
Сейчас экспериментируем с комбинированными системами - стальные трубчатые колонны плюс сборно монолитная балка с преднапряжением. На тестовом участке в Сколково получили прирост несущей способности на 22% против традиционных решений. Но пришлось разрабатывать специальные анкерные устройства - стандартные не выдерживали циклические нагрузки.
Для высотного строительства интересны подвесные опалубки с телескопическими стойками. В 'Лахта-центре' использовали систему с вылетом консоли до 8 метров - обычные распорки бы не справились. Правда, пришлось согласовывать каждый метр с надзорными органами - документация заняла 3 месяца.
Совет тем, кто выбирает оборудование: не гонитесь за универсальностью. Специализированные опалубки для электростанций от https://www.dhgmb.ru хоть и дороже, но окупаются за счёт точности геометрии. После того как на ТЭЦ под Омском пришлось выравнивать плиты фрезерами, мы используем только профильные решения для энергообъектов.
Кстати, про защитные ограждения - их часто недооценивают. Но когда видишь, как 15-тонный бетононасос сносит временные перила... Теперь всегда ставим ограждения с расчётной нагрузкой от 400 кг/п.м. Да, дороже на 8-10%, зато никаких ЧП с высоты.