
Когда ищешь поставщика стальных балок для монолитных перекрытий, сразу понимаешь — половина предложений на рынке либо откровенный шлак, либо компании, которые сами толком не знают, как эти балки должны работать в узлах сопряжения. У нас в ООО Харбинь Дунхао Производство Запчастей для Электростанций через это прошли: сначала думали, главное — геометрия и марка стали, а оказалось, критична совместимость с опалубкой. Особенно когда речь о стальные балки монолитных участков перекрытий поставщик, где прогиб под нагрузкой бетона может запросто испортить всю плоскость.
В 2018 году на объекте в Новосибирске пришлось экстренно менять партию балок — поставщик уверял, что прокат соответствует ГОСТ 27772, но при монтаже опалубки для коробчатых балок вылезли проблемы с монтажными петлями. Их просто не учли в расчётах, пришлось резать на месте и варить крепления. С тех пор всегда требую у поставщиков не только сертификаты, но и схемы узлов крепления к опалубке.
Кстати, про опалубку — у нас на сайте dhgmb.ru есть спецификации по опалубкам для тавровых балок, но часто клиенты не смотрят, что для монолитных участков перекрытий нужны балки с расчётным запасом по вибронагрузкам. Особенно если речь о гидротехнических сооружениях, где бетон укладывается с глубинными вибраторами.
Однажды пришлось столкнуться с ?экономией? на материале балок — заказчик купил дешёвый вариант, а при распалубке оказалось, что в местах опирания на подвесные корзины для неразрезных балок пошли трещины. Пришлось усиливать конструкцию стальными распорками, которые, к слову, мы тоже производим.
Сейчас на рынке много тех, кто предлагает стальные балки, но лишь единицы понимают разницу между балками для гражданского строительства и для метрополитена. В метро, например, критична коррозионная стойкость из-за постоянной влажности, а в гражданке — скорость монтажа. Мы в ООО Харбинь Дунхао всегда спрашиваем заказчика: ?У вас какой тип опалубки? Крупнощитовая или тоннельная тележка?? — потому что от этого зависит конфигурация балок.
Был случай, когда поставщик прислал балки с неправильными монтажными отверстиями — пришлось в срочном порядке фрезеровать на объекте. Теперь всегда просим пробную поставку хотя бы двух балок для теста на совместимость с опалубками для ростверка.
И да, никогда не экономьте на расчётах — даже если балки визуально идентичны, разница в химическом составе стали может дать усадку на 2–3 мм, что для монолитных перекрытий смерти подобно. Особенно если используются односторонние опорные системы, где важен точный контакт по всей плоскости.
Для электростанций мы как-то поставляли балки с дополнительным антикоррозионным покрытием — обычная эпоксидка не подошла, требовалась термостойкая обработка. Тогда и пришлось пересмотреть отношения с поставщиком, который до этого работал только с гражданскими объектами.
Запомнился проект с гидротехническим сооружением, где балки монтировались в опалубку скользящей формы — там пришлось учитывать не только статические нагрузки, но и динамические от бетоновозов. Поставщик сначала не понял, зачем нам такие жёсткие допуски по прогибу, но когда объяснили риски обрушения, быстро пересчитали профиль.
Кстати, именно для таких объектов мы разработали балки с рёбрами жёсткости в зонах крепления к стальным трубчатым колоннам — решение оказалось настолько удачным, что теперь используем его даже в гражданском строительстве.
Самая частая — неучёт температуры бетонирования. Летом 2021 в Краснодаре балки от поставщика, который мы тогда тестировали, повело из-за перепадов температур — бетон схватывался неравномерно, появились микротрещины. Хорошо, что вовремя заметили и остановили работы.
Ещё одна проблема — когда заказчики пытаются сэкономить на комплектных опалубках, используя самодельные крепления. Видели как-то объект, где балки крепили на обычные уголки вместо специализированных замков — в итоге при вибрации бетона вся конструкция сдвинулась на 5 см.
И да, никогда не доверяйте поставщикам, которые не могут предоставить расчёты по нагрузкам для конкретного типа опалубки — будь то защитные ограждения или метрополитен. Помню, один уверял, что их балки подходят для всего, а при проверке оказалось, что расчёты делались только для статической нагрузки без учёта динамики.
После инцидента с балками для неразрезных балок в 2019 году теперь всегда требуем от поставщиков тестовые отчёты по усталостной прочности. Особенно если речь о многоэтажном строительстве, где балки работают на кручение.
Сейчас в ООО Харбинь Дунхао мы сами контролируем не только производство опалубки, но и подбор стальных балок — для этого даже разработали методику испытаний с имитацией реальных условий бетонирования. Кстати, на dhgmb.ru вы можете найти примеры таких тестов для опалубок электростанций.
Вывод простой: поставщик стальных балок для монолитных перекрытий должен понимать не только металлургию, но и технологию бетонных работ. Иначе все эти сертификаты — просто бумажки, которые не спасут от аварии на объекте.